Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/modules/sitelogin.php on line 309 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/modules/show.full.php(11) : eval()'d code(3) : eval()'d code on line 292 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Политическое лидерство в России »

» Политика РФ » Политическое лидерство в России

 
 
 

Политическое лидерство в России

Автор: njkz от 20-04-2012, 07:51, посмотрело: 3539

1

 Д. Ю. Алексеев,

кандидат политических наук,

доцент кафедры Политологии


Политическое лидерство в России: история и современность


Основная особенность политического лидерства в современной России заключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовом сознании сохраняются старые представления о лидере и его чертах.

 

История России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное господство в России имело форму абсолютной монархии (самодержавия). Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Такое положение дел просуществовало до 1917 г.

 

Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства – вождизм. Наиболее типичными представителями этого типа лидерства являются В. И. Ленин и И. В. Сталин. Власть харизматического вождя опиралась не только на авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвлённые структуры насилия, идеологическую обработку масс. В основе власти вождя лежал миф о его исключительности, который поддерживался в массовом сознании. Личность вождя фактически обожествляли, ей поклонялись. В значительной мере вера в гениального и непогрешимого вождя заменила веру в Бога, с которой велась непримиримая борьба. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

Разоблачение культа личности И. В. Сталина на XX Съезде КПСС в 1956 г. нанесло ощутимый удар по вождизму и привело к постепенному размыванию ореола святости вокруг него. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л. И. Брежнева и К. У. Черненко  оказалась практически неосуществимой.

Лидер Перестройки М. С. Горбачёв на первом этапе своей деятельности,  несомненно, обладал  харизмой. Первоначально он формировал свой образ мудрого политика, опираясь на тезис о «верности социалистическому выбору» и идею «очищения социализма» от разного рода извращений. М. С. Горбачёв показал себя хорошим оратором, умевшим владеть аудиторией. Он часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения убедительных речей. Почти с первых дней М. С. Горбачёв начал создавать новый облик лидера, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности.

Создаваемый им облик лидера современного, демократичного, духовно раскованного, с чувством юмора постепенно сближался с западным типом лидерства характерным для демократических стран. Примечательно, что при М. С. Горбачёве впервые был введён  в политический обиход институт первой леди. Однако формирование нового образа лидера, который надеялся предложить народу М. С. Горбачёв на втором этапе своей деятельности, явно отставало от процессов, инициированных им самим. В частности, возглавив процесс демократизации, он не решился на прямые выборы Президента СССР, что дало дополнительные козыри его оппонентам. С распадом советской системы и СССР, вызвавшим острое ощущение дискомфорта у большинства населения страны, этот новый облик вождя совсем утратил свою привлекательность, поскольку произошло рассогласование между имиджем М. С. Горбачёва - Президента СССР и ожиданиями, надеждами, требованиями населения к нему как к главной фигуре в политической элите страны. Не удивительно, что новое время, которое подготовили М. С. Горбачёв и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

На фоне растущего разочарования в М. С. Горбачёве кумиром масс становится опальный функционер КПСС Б. Н. Ельцин. Он выступил как вождь популистского типа, сумевший создать себе имидж решительного и радикального реформатора, «народного заступника». На этом этапе (1987-1991 гг.) народ воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс. В эти годы он, несомненно, обладал харизмой, ему удавалось вызывать восторг многотысячных демонстраций и добиваться их безоговорочной поддержки. Пиком популярности Б. Н. Ельцина был август 1991 г., когда он стал олицетворением сопротивления реакционным силам, совершившим государственный переворот.

Приход к власти в качестве Президента России (1991-1999 гг.) потребовал поиска новых идей, созвучных настроениям масс. Будучи ярким представителем демонстративного политического стиля Б. Н. Ельцин  сменил имидж «народного вождя» на образ «царя». Сохраняя многое из прежних авторитарных методов руководства, он обратился к традиционным ценностям российского национального самосознания: справедливости, национальному суверенитету, государственному интересу. Подчёркнутый демократизм первого этапа сменили помпезные церемонии. Б. Н. Ельцин позиционировал себя как «народного царя» – красивого и могучего россиянина, высокого и статного, со своеобразной жестикуляцией и речью, близкого и доступного простому народу и вместе с тем фигуры исторического масштаба, высочайшей ответственности и мудрости.

Однако, получив после распада СССР (вина за который в значительной степени лежит на нём) реальную власть, Б. Н. Ельцин получил и всю полноту ответственности, лишившись одновременно возможности ссылаться на «козни центра». С этого момента народные ожидания всё больше расходятся с реальной действительностью. Болезненные экономические реформы, кровопролитная и безрезультатная Чеченская война (1994-1996 гг.), отрыв власти от реальных потребностей общества, противостояние с Верховным Советом, вылившееся в сентябре-октябре 1993 г. в локальную гражданскую войну и тяжёлая болезнь президента привели к постепенной потери популярности.

Нельзя отрицать большую роль Б. Н. Ельцина в крушении тоталитарной системы, однако его созидательный потенциал оказался слишком мал. Именно в его президентство коррупция и преступность достигли небывалых размеров, нарастало обнищание большинства населения, и резко упал международный престиж страны. В этих условиях Б. Н. Ельцин досрочно сложил президентские полномочия, назначив своим преемником В. В. Путина.

Существенным недостатком политической карьеры В. В. Путина является то, что он не сформировался как публичный политик через механизм политической конкуренции. По этой причине многие политологи не считают его представителем лидеров новой генерации.

В то же время В. В. Путин несомненно представляет новое поколение политиков. Если М. С. Горбачёв  и  Б. Н. Ельцин  по возрасту могут быть отнесены к «шестидесятникам», чьи взгляды формировались под влиянием политической оттепели, то В. В. Путин – «семидесятник», чьё становление проходило в период «застоя», причём в рамках одной из наиболее тоталитарных структур - КГБ.

Основными институтами политической социализации В. В. Путина были Ленинградский государственный университет (ЛГУ) – один из лучших вузов страны, КГБ, мэрия Санкт-Петербурга и администрация президента. Юридический факультет ЛГУ (1970-1975 гг.) воспитал в будущем президенте уважение к праву и конституции как основному закону страны. КГБ (1975-1990 гг.) привил идеологию служения государству, стремление поставить все общественные процессы под жёсткий контроль. Работа в мэрии Санкт-Петербурга в команде А. А. Собчака (1990-1996 гг.) воспитывала уважение к демократическим ценностям, дала определённый опыт публичной политики. Работа в администрации Президента РФ и других государственных институтах (1996-1999 гг.) привила психологию «управляемой демократии», при которой реальная власть сосредоточена в руках узкой элиты, дала опыт управления на высшем государственном уровне. Таким образом, В. В. Путин также не является демократом «по рождению», скорее его можно отнести к сторонникам «просвещённого авторитаризма».

Несмотря на отсутствие опыта публичной политики Путину (во многом благодаря «чеченской угрозе») удалось стать настоящим харизматическим лидером. Молодой, динамичный, решительный, не запятнанный скандальными историями, он стал воплощением тех ожиданий, которые давно назрели в обществе. В нашей стране по-прежнему живуча традиция вождистского типа лидерства. В массовом сознании российского населения сохраняется отношение к лидеру скорее как к некой мистической фигуре, чем как к целеустремлённому преобразователю. Разочарование в старом «вожде-царе» привело лишь к ожиданию нового, которого общество и обрело в лице Путина. В нём увидели лидера способного объединить страну, обеспечить порядок и стабильность.

Окончательные итоги деятельности В. В. Путина подводить ещё рано, но уже сейчас можно отметить, что ему удалось вернуть ситуацию в Чечне в конституционное русло, стабилизировать ситуацию в стране, значительно снизить угрозу сепаратизма. Во время его правления в экономике наблюдался подъём (в значительной степени из-за высоких цен на нефть), была утверждена новая государственная символика, воплощающая в себе примирение различных эпох российской истории, возрос международный авторитет страны. В то же время ему не удалось диверсифицировать экономику, сменить её ориентацию с экспорта сырья на производство готовой продукции, что сказалось с началом мирового финансово-экономического кризиса. Не удалось справиться со ставшей системной коррупцией и проблемой резкого расслоения в обществе по уровню доходов.  В политической системе произошёл определённый откат в сторону авторитаризма, что выразилось в сосредоточении всей власти в руках президента, превращении Федерального Собрания в декоративное учреждение, отмене всенародных выборов губернаторов. Ещё одним итогом восьмилетнего президентства В. В. Путина стала фактическая передача поста главы государства Д. А. Медведеву.

Д. А. Медведев родился 14 сентября 1965 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 г., защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Началом политической деятельности Д. А. Медведева стало участие в избирательной кампании А. А. Собчака по выборам на Съезд народных депутатов СССР весной 1989 г. в качестве главы его предвыборного штаба. С июня 1990 г. по январь 1991 г. Д. А. Медведев входил в группу помощников председателя Ленсовета А. А. Собчака. В 1990-е Дмитрий Медведев работал в комитете по внешним связям мэрии Петербурга под руководством В. В. Путина, занимался частным правовым консультированием, был директором по юридическим вопросам  российско-швейцарского лесопромышленного предприятия и занимал высокие посты в связанных с ним структурах.

Перелом в политической биографии Дмитрия Медведева наступил в ноябре 1999 г., когда возглавивший Кабинет министров  В. В. Путин пригласил своего соратника в Москву – на должность заместителя руководителя Аппарата Правительства. 31 декабря 1999 г.  Медведев был  назначен заместителем руководителя Администрации Президента РФ (АП).

О доверии В. В. Путина и особой близости к нему свидетельствует тот факт, что именно  Д. А. Медведев возглавлял предвыборный штаб В. В. Путина во время обеих президентских кампаний. Вклад в победу В. В. Путина на первых весьма непростых выборах был оценён по достоинству и 3 июня 2000 г. Указом Президента Д. А. Медведев был назначен первым заместителем руководителя АП. В 2003-2005 гг. он занимал пост руководителя АП. А с 14 ноября 2005 г. Д. А. Медведев назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ и в этой должности стал куратором национальных проектов.

Д. А. Медведев являет собой законническое, либеральное, вестернизированное «Альтер эго» Путина. Кредо Медведева - "сохранение эффективного государства в существующих границах". 2 марта 2008 г. Д. А. Медведев одержал убедительную победу на выборах Президента Российской Федерации, набрав 70,28 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании (табл. 1).

Таблица 1. Итоги выборов Президента РФ 2 марта 2008 г.

 

Кандидат

Процент голосов

1. Медведев Д. А.

70,28

2. Зюганов Г. А.

17,72

3. Жириновский В. В.

9,34

4. Богданов А. В.

1,29

Явка

69,78

 

Источник: Силаев Н. Преемник и ветераны // Эксперт. 2008. № 10. С.123.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Дмитрий Анатольевич Медведев является профессиональным юристом и талантливым менеджером с солидным опытом работы в муниципальных и государственных органах власти. Это единомышленник В. В. Путина и одновременно политик новой формации – «восьмидесятник», не связанный с партноменклатурой и спецслужбами. За 4 года в должности главы государства Д. А. Медведеву удалось создать себе образ «президента модернизации», выиграть «пятидневную войну» на Кавказе, начать качественное обновление политической элиты и демократизацию политической системы. В период его правления Россия стала шестой экономикой мира. Во внешней политике удалось добиться принятия России во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую Россию не принимали 18 лет, заключить договор о сокращении стратегических наступательных вооружений с США (СНВ). Этот договор, подписанный 8 апреля 2010 г., предусматривает сокращение ракет, несущих ядерные боеголовки, в 2 раза и боеголовок на треть, а также проведение инспекций на десятилетие. В период правления Д. А. Медведева были приняты две поправки к конституции (за время президентства Б. Н. Ельцина и В. В. Путина ни одной), увеличившие сроки полномочий Госдумы и Президента РФ с четырёх лет до 5 и 6 соответственно и придавшие российскому парламенту контрольные полномочия. Особенно следует выделить последнюю поправку, ставшую важным шагом к реализации на практике заложенного в Конституции РФ принципа разделения властей. Зимой 2012 г. Д. А. Медведев внёс в Госдуму пакет законов направленных на демократизацию политической системы России. Вместе с тем он отказался от участия в президентских выборах и выдвинул на высший государственный пост кандидатуру В. В. Путина, который и был избран 4 марта 2012 г. на очередной срок, набрав 63,6 % голосов избирателей (табл. 2). 

Таблица 2. Сравнительная таблица по итогам выборов Президента РФ

 

Кандидаты

(кем выдвинут)

Выборы Президента 2012, %

Выборы Госдумы 2011,%

Лучший результат на выборах Президента % (год)

1.Путин В. В. (ЕР)

63,6

49,32 (ЕР)

71,3 (2004)

2. Зюганов Г. А. (КПРФ)

17,18

19,19 (КПРФ)

40,3 (1996, 2 круг)

3. Прохоров М. Д. (самовыдвиженец)[1]

7,98

4,03 («Яблоко» –3,43 + ПД – 0,6)

7,41 (Явлинский, 1996)

4. Жириновский В. В.

(ЛДПР)

6,22

11,67 (ЛДПР)

9,3 (2008)

5. Миронов С. М.

(СР)

3,85

13,24 (СР)

4,9 (Глазьев – 4,1 + Миронов – 0,8, 2004)

 

В заключении можно выделить основные тенденции развития лидерства в современной России:

1. Политический рынок (рынок лидеров и новых идей) оказался достаточно скудным. Новых лидеров во второй половине 90-х гг. XX века и начале XXI века почти не прибавилось. Это свидетельствует об отсутствии реальной политической конкуренции, что вполне устраивает нынешние элиты, всеми силами поддерживающие существующее положение. Причём данная тенденция характерна не только для партии власти, но и для оппозиционных партий, которые вместо поиска новых лидеров по инерции выдвигают в президенты явно непроходные фигуры Г. А.  Зюганова и В. В.  Жириновского. В то же время правящей элите удаётся находить в своей среде лидеров адекватных существующим вызовам. Так ответом на угрозу погружения страны в хаос стал приход к власти прогрессивного силовика В. В. Путина, а выдвижение молодого юриста и менеджера  Д. А. Медведева явилось ответом на вызов модернизации. Закономерным следствием прихода во власть последнего стало качественное обновление политической элиты. Так за 4 года его правления появилась системность в отборе лидеров, был составлен «кадровый резерв», заменено около половины губернаторского корпуса, произошла значительная ротация в правительстве и среди депутатов, наметилась тенденция к либерализации политической системы. Отдельно следует выделить наметившийся курс по реформе силовых структур, направленный на избавление их от несвойственных функций (вмешательства в экономическую и политическую сферы) и сосредоточение на выполнении непосредственных задач. Одновременно проводится кадровая чистка правоохранительных органов от злостных коррупционеров и патологически жестоких людей. Наметилось и определённое потепление в отношениях с США и Западом, наиболее существенным результатом которого стало вступление России в ВТО и подписание договора по СНВ.

2. Несмотря на существенные изменения в политической жизни, в стране в значительной степени сохранился прежний тип лидерства, то есть традиция авторитарного вождистского типа лидерства пока сохраняется. А вождизм, как известно, основан на харизме и личной преданности персоне, олицетворяющей верховную власть. Переход к рационально-легальному лидерству, опирающемуся на легитимные регуляторы, осложняется рядом причин, прежде всего типом российского национального самосознания, в котором власть вождя-царя занимает особое место в организации жизни общества и концентрацией ресурсов власти в руках действующего президента и его окружения. Вместе с тем, отказ В. В. Путина от предложений остаться на третий срок подряд и появление нового динамичного президента, свидетельствуют о том, что ситуация постепенно меняется. В то же время Путин не смог устоять перед искушением вернуться в кресло президента спустя 4 года. Ответом со стороны общества стала волна массовых демонстраций, ставшая ещё одним важным свидетельством изменения политического сознания. Меняется и ситуация в Государственной Думе, которая постепенно становится реальным центром власти.

3. Феноменом российской политической системы XXI века стал политический тандем двух лидеров, в котором В. В. Путин отвечает за стабильность, а Д. А. Медведев за модернизацию. Победа В. В. Путина в президентских выборах в 2012 г. подтверждает, что именно он является ведущим в тандеме, а охранительные и консервативные начала преобладают в российском обществе над модернизаторскими. В то же время приход Д. А. Медведева на пост главы правительства должен способствовать его кадровому обновлению.

4. Время лидеров-теоретиков, как и лидеров-романтиков, выдвигавших интересные, но, как оказалось трудно осуществимые проекты, фактически закончилось. Ушли из активной политической жизни страны М. С. Горбачёв, А. Н. Яковлев, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Г. Х. Попов, Е. Т. Гайдар, Ю. Н. Афанасьев, Н. И. Травкин и многие другие. Однако ограниченно востребованными оказались и лидеры-прагматики, подобные Б. Е. Немцову, А. Б. Чубайсу и В. С. Черномырдину, чрезмерно акцентирующие внимание на стремлении к достижению личного успеха, материального благосостояния. Наиболее эффективными оказались лидеры, посвятившие себя служению России и стоящие на позициях «суверенной демократии», сочетающей национальный суверенитет и демократическую политическую систему: В. В. Путин, Д. А. Медведев, А. Г.  Хлопонин, В. Ю. Сурков и другие.

5. В высшей российской власти происходит смена политических поколений. На смену лидерам «шестидесятникам» (детям политической «оттепели»), к которым по возрасту можно отнести М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина и «семидесятникам» (детям «застоя») наиболее заметными фигурами среди которых являются В. В. Путин и С. Б. Иванов, постепенно приходит поколение «восьмидесятников» (детей «перестройки») во главе с Д. А. Медведевым, А. Г.  Хлопониным и В. Ю. Сурковым.

6. В обществе растёт потребность в «революции менеджеров» – приходе на смену советской и постсоветской номенклатуре лидеров новой формации, доказавшей свою эффективность в условиях рыночной экономики. Лидеры-менеджеры должны проходить специальную подготовку и отбор, а политическая деятельность должна стать их профессией. Им придётся действовать в рамках определённых демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти, доказать на деле способность к созиданию. Данный процесс начался на региональном уровне, где на смену лучшим представителям старой номенклатуры (М. Ш. Шаймиев, Ю. М. Лужков, Е. С. Строев, А. С. Дзасохов и др.) и лидерам-силовикам (А. И. Лебедь, Р. С. Аушев и др.) пришли лидеры-менеджеры (А. Г. Хлопонин, Д. А. Зеленин, C. С. Собянин, А. Н. Ткачёв и др.). С приходом к власти Д. А. Медведева эта тенденция постепенно распространяется и на высшие этажи государственного управления. Тот же А. Г. Хлопонин уже поднялся на федеральный уровень власти, став заместителем председателя Правительства РФ и одновременно полномочным представителем Президента РФ в новом Северо-Кавказском Федеральном округе. Вместе с тем сама победа «менеджера» Д. А. Медведева над «силовиком» С. Б. Ивановым на своеобразных «первичных выборах» внутри правящей элиты в 2007 г. показала, за каким типом лидерства будущее и определила вектор дальнейшего развития России.



[1] Поскольку Прохоров снялся с выборов в Государственную Думу и впервые участвует в выборах президента, для сравнения приведены суммарные результаты либеральных партий и лучший результат политика этого спектра (Явлинского).

 

Категория: Политика РФ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 167
  • Комментариев: 33
  • ICQ: --
16 апреля 2013 02:37

daniil

  • Группа: Главные редакторы
  • Регистрация: 24.11.2012
 

Таким образом, сегодня на пролитической сцене 4 поколения лидеров: 1) "Кремлёвские старцы", которым под 70, но которые не торопятся уступать дорогу молодым. Типичные представители Г. А. Зюганов и В. В. Жириновский. 2) "Поколение Путина", которому около 60 и в большинстве своём обязано приходом к власти нынешнему президенту. Наиболее типичные представители В. В.  Путин, С. Б. Иванов, С. М. Миронов и другие. Несколько особняком стоят С. В. Степашин и особенно Г. А. Явлинский. Это поколение уже прошло свой пик, но также не намерено сдавать власть. 3) "Поколение Медведева" весьма перспективно, достаточно опытно, но пока в тени. Д. А. Медведеву 47, его одногодки А. Г. Хлопонин, М. Д. Прохоров, к ним же можно отнести М. Б. Ходорковского, Д. О. Рогозина и В. Ю. Суркова. Большинство из них работают в нынешнем правительстве РФ. 4) "Поколение Болотной" только выходит на политическую сцену. Его наиболее ярким представителям А. А. Навальному и С. С. Удальцову 35-36 лет. Они полны энергии, но у них пока нет ни серьёзного управленческого опыта, ни политических ресурсов. Чтобы узнать текущий рейтинг наиболее реальных кандидатов в президенты голосуйте на нашем сайте.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.