Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/modules/sitelogin.php on line 309 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/modules/show.full.php(11) : eval()'d code(3) : eval()'d code on line 292 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/users/n/newday/domains/newdaydv.ru/engine/classes/templates.class.php on line 68 Тернистый путь к Конституции РФ »

» Политика РФ » Тернистый путь к Конституции РФ

 
 
 

Тернистый путь к Конституции РФ

Автор: daniil от 11-12-2013, 12:13, посмотрело: 1367

0

Д. Ю. Алексеев,

кандидат политических наук

доцент кафедры Политологии ДВФУ

 

История российского конституционализма


Конституция – это основной закон страны, представляющий собой относительно стабильные правила, которые ограничивают верховную власть, обеспечивают права граждан и определяют структуру главных учреждений государства. От других законов, помимо содержания, конституция отличается порядком принятия, затрудняющим её изменения. Современная российская конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, но к ней Россия шла не один век.

Политическая традиция России весьма противоречива. В ней изначально сосуществовали авторитарные и демократические начала.

С одной стороны большая территория требовала сильной власти, способной мобилизовать население и организовать его на защиту границ, проведение хозяйственных работ, заселение новых земель. Сильная власть требовала поддержания в общественном  сознании высокого авторитета её носителей: князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая её благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования самодержавной традиции.

В то же время в России с самого начала существовала мощная демократическая (вечевая) традиция. Основой социальной организации общества выступала община, породившая традицию совместно (сообща, всем миром) решать все дела. Наибольшее распространение эта традиция получила в Новгородской Республике просуществовавшей более трёх с половиной веков (1136-1478) [1].

Сильная власть Московских князей имела ряд ограничений:

1. Наряду со светской властью царя существовала церковная власть патриарха, опирающаяся на нравственный авторитет.

2. Для решения важных политических вопросов царь созывал «совет всея земли». Это был совещательный орган, но, как правило, царь следовал его рекомендациям.

3. Значительной степенью самоуправления обладали местные миры, городские и сельские общества, церковные приходы.

Именно они сыграли решающую роль в Смутное время (конец XVI века - начало XVII века), когда фактически произошёл распад российской государственности. Важно подчеркнуть, что воссоздана эта государственность была народом. Полгода «совет всея земли» заседал практически непрерывно, и страна была своеобразной республикой со столицей в Ярославле. Осенью 1612 года второе земское ополчение во главе с  К. Мининым и Д. Пожарским освободило Москву от польских интервентов (в современной России это событие отмечается 4 ноября как национальный праздник «День народного единства»), а в - 1613 году земский собор избрал нового царя Михаила Фёдоровича, завершив период междуцарствия и положив начало династии Романовых. Таким образом, российская государственность была воссоздана снизу, ещё задолго до создания на Западе знаменитой теории общественного договора. Источником восстановленной государственности был народ, а формой правления – сословно-представительная монархия.

Реформы Петра Великого, во многом необходимые, нарушили равновесие властей Московской Руси и привели к установлению абсолютизма. Патриаршество было отменено, соборы всея земли более не собирались, местное самоуправление зачахло под грузом административных поручений центральной власти. Пётр I объявил царскую власть неограниченной.

Естественно, вскоре начались попытки ограничения абсолютизма, т. е. поиски конституции. Причём конституционными проектами занимались как сама царская власть, так и её противники.

Истоки русской конституционной мысли обычно относят к началу правления Екатерины Великой, одним из условий возведения на престол которой была своеобразная Конституция 1762 г., предусматривающая определённое ограничение абсолютной власти будущей императрицы и статус регентши при законном монархе – малолетнем наследнике Павле Петровиче.

Однако Екатерина, при поддержке своих фаворитов братьев Орловых пренебрегла этими условиями и взошла на престол как абсолютная монархиня. На ограничении власти императрицы продолжал настаивать всю свою жизнь выдающийся государственный деятель – граф Никита Иванович Панин (1718-1783), автор нескольких конституционных проектов и воспитатель наследника престола, будущего императора Павла I.

В XIX веке конституционная идея укоренилась в сознании наиболее образованной части общества, её выразителями были графы Воронцовы, Александр Николаевич Радищев и др. Отдельно следует сказать об уникальном реформаторе Михаиле Михайловиче Сперанском.

За свою не очень долгую жизнь (1772-1839) М. М. Сперанский сумел подготовить радикальные реформы по ряду областей государственной политики. Он был автором Конституции Финляндии (1809), ставшей фактически конституционной монархией в составе Российской империи. В самой России его проекты не нашли воплощения при его жизни, но легли в основу Великих реформ 60-70 гг. XIX столетия и послужили примером для развития русского парламентаризма начала XX века. Можно найти их отголоски и в нынешней конституции. В ней также существует разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную, а президент (у Сперанского Император) поставлен над всеми властями. Характерно, что у Сперанского законодательными органами являются Государственная Дума, и Государственный Совет (своеобразный аналог современного Совета Федерации).

Первоначально на реформы Сперанского надеялись и декабристы. Их политические идеи нашли своё выражение, прежде всего, в разработке ряда прогрессивных проектов коренного преобразования общественно-политической жизни в России – «Русской правды» (1821-1824 гг.)  П. И. Пестеля (1793-1826) и проектах разработанной в 1822-1826 гг. Конституции Н. М. Муравьёва (1795-1843). Будучи, как и правительственный реформатор М. М. Сперанский, сторонниками теории естественного права, они с этих позиций рассматривали вопросы общей теории государства и права и конкретные проблемы политического развития России и стран Западной Европы. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти, что полностью укладывается в современное понимание демократии.

Относительно умеренным был конституционный проект Н. М. Муравьёва, выступавшего за переход от самодержавия к конституционной монархии (лишь в особых условиях он допускал как крайнюю меру установление республики). Его проект предусматривал разделение властей и федеративное устройство России, в связи с чем высший представительный орган – Народное Вече – предусматривалось образовать из двух палат – Палаты народных представителей и Верховной Думы, представлявшей субъекты федерации. Высшая исполнительная власть сохранялась за наследственным императором, получившим статус «верховного чиновника правительства» с правом отлагательного вето при принятии законов. Федерализм рассматривался как средство борьбы  с деспотизмом и обеспечения свободы личности.

Более радикальным был проект П. И. Пестеля, предусматривавший немедленное после восстания освобождение крестьян, наделение их землёй, ликвидацию монархии, равенство всех перед законом и т. д. В отличие от Н. М. Муравьёва, он выступал за республиканскую форму правления во главе с Народным Вече как законодательным органом, Державной Думой, избираемой Вече в составе пяти человек в качестве верховной исполнительной власти, и Верховным Собором – органом, находящимся на страже конституции и законности. Особо отметим, что П. И. Пестель был сторонником всеобщего избирательного права.

Великие реформы Александра Освободителя: отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.), земская, судебная, военная и др. привели к модернизации различных сфер российского государства, но не принесли успокоения. Для консерваторов они были слишком радикальны, для радикалов слишком умеренны. Последние требовали реформирования высших институтов государственной власти и принятия конституции.

Так стоящая на позициях террора организация «Земля и воля» поставила своей целью «отнять власть у существующего правительства и передать её Учредительному собранию», «избранному свободно, всеобщей подачей голосов, при инструкциях от избирателей» [6, С. 285]. С 1879 г. и до 1917 г. «Созыв Учредительного собрания» стал главным лозунгом русской оппозиции.

Программа «Народной воли» была вполне демократической:

1. «Постоянное полновластное народное представительство».

2. «Широкое областное самоуправление».

3. «Самостоятельность мира, как экономической и административной единицы».

4. «Принадлежность земли народу».

5. «Система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики».

6. «Полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации».

7. «Всеобщее избирательное право».

8. «Замена постоянной армии территориальной» [3, С. 148-152].

Однако методом для осуществления политического переворота они избрали террор. 26 августа 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор Александру II. Его члены сосредоточили все силы на подготовке цареубийства [2].

5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце раздался страшный взрыв. Никто из членов царской семьи не пострадал, но погибло и было ранено несколько десятков караульных солдат. В ответ на акты террора 12 февраля 1880 г. был издан указ «Об учреждении Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Её возглавил граф М. Т. Лорис-Меликов, получивший исключительные полномочия по борьбе с революцией [6, С. 287]. 

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-1888) – один из самых недооценённых государственных деятелей в нашей истории. На момент своего назначения он был прославленным боевым генералом и харьковским генерал-губернатором. В 1848 г. «За храбрость» в боях с горцами тогда ещё ротмистр Лорис-Меликов получил орден Святой Анны. Сумел он отличиться даже в неудачной для России Крымской войне (1853-1856). В отличие от других фронтов на Кавказе под его руководством Россия достигла значительных успехов. Лорис-Меликов руководил взятием Карса, а затем возглавил Карскую область. Ему удалось преодолеть сложный хозяйственно-административный кризис на оккупированной турецкой территории, считаясь с местными обычаями. Характерно, что местное население поднесло ему дары за гуманное и разумное администрирование в крае. По Парижскому мирному договору в марте 1856 г. Карс был возвращён Турции в обмен на Севастополь. За военные и административные заслуги Лорис-Меликов был в 30 лет произведён в генерал-майоры [4, С. 97].

 В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. он фактически руководил победоносными боевыми действиями на Кавказе, в ходе которых были взяты Баязет, Ардаган и Карс. С приветствия по поводу взятия Карса началось его сближение с военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным (1816-1912), переросшее затем в дружбу. Оба видных государственных деятеля выступали за модернизацию России и создание опоры для формирования гражданского общества и при этом были жёсткими сторонниками национальных интересов России во внешней политике [4, С. 98-99].

Получив широкие полномочия диктатора Лорис-Меликов с одной стороны сурово подавлял революционно-террористическое движение, с другой старался примирить правительство с «благомыслящими кругами общества» для чего планировал ряд реформ. Согласно плану, который он представил государю, для обсуждения проектов реформ предполагалось образовать административно-хозяйственную и финансовую подготовительные комиссии. Составленные ими законопроекты должны были поступать на обсуждение «общей комиссии», в состав которой, кроме членов подготовительных комиссий, должны были войти члены от земств и городов по выбору земских собраний и городских дум. После рассмотрения в общей комиссии законопроекты поступали бы в Государственный Совет, в состав которого Лорис-Меликов предлагал включить от 10 до 15 представителей общественных организаций [6, С. 290].

Проект Лорис-Меликова, конечно, не был конституцией в полном смысле этого слова. Он предусматривал не законодательный, а лишь законосовещательный орган, состоящий из опытных и знающих представителей местных обществ, но давал возможность перебросить мост от правительства к обществу и в какой-то мере «увенчать здание» земских учреждений, основание которому было положено реформой 1864 г. Выражаясь современным языком, была бы создана площадка для диалога власти и общества, созданы предпосылки для встраивания оппозиции в политическую систему и переноса акцентов с радикальных методов борьбы на легальные парламентские.

1 марта 1881 г. Российский император Александр II одобрил своей подписью конституционный проект ставшего к тому времени министром внутренних дел и членом Государственного Совета М. Т. Лорис-Меликова, в тот же день Александр Освободитель был убит народовольцами. 4 мая 1881 г. указом вступившего на престол императора Александра III Лорис-Меликов был отправлен в отставку, что означало смену реформаторского курса на реакционный. С его отставкой Россия потеряла наиболее компетентного высокопоставленного чиновника, прекрасно оценивающего обстановку человека, который реально мог вывести страну из взрывоопасного кризиса и завершить реформы, начатые отменой крепостного права.

Лишь революция 1904-1905 гг. заставила царский режим вернуться к идее конституции. 17 октября 1905 г. Николай II был вынужден издать манифест, провозглашавший основные свободы и выборы в Государственную Думу, ставшею тем самым законосовещательным органом. 23 апреля 1906 г. увидели свет «Основные законы Российской империи», фактически ставшие первой конституцией нашей страны. Но в отличие от 1881 г., когда конституция могла быть дарована царём по его собственной воле, Манифест 17 октября был у него вырван под дулом всеобщей забастовки и революции. Долгожданный российский парламент первых двух созывов оказался неспособным сотрудничать с правительством, потребовалось изменение избирательного закона в июне 1907 г., чтобы добиться работоспособной Думы. Последовавший за этим мирный конституционный период продолжался до Первой мировой войны и во многом стал самым успешным периодом империи.

Но компромисс, достигнутый в 1905-1907 гг. удовлетворил далеко не всех, и после военных неудач 1915 г. конфликт между властью и оппозицией разгорелся с новой силой. Царскому режиму противостояла уже не только внесистемная оппозиция, но и «Прогрессивный блок», созданный в Госдуме. Ситуация усугублялась отсутствием в правительстве государственных деятелей сравнимых с М. Т. Лорис-Меликовым, С. Ю. Витте и убитым в 1911 г. П. А. Столыпиным. Всё это привело к падению монархии 2-го (15 н. с.) марта 1917 г.

Созданное на базе «Прогрессивного блока» «Временное правительство» не справилось с управлением страной. Все надежды были связаны с Учредительным Собранием. Выборы в Учредительное Собрание, состоявшиеся 12 (25) ноября 1917 г. стали важнейшим вкладом в становление российских демократических традиций. Эти выборы были первыми всеобщими равными тайными выборами на территории нашей страны.

Однако ситуация в стране стремительно менялась и к моменту начала работы Учредительного собрания во власти уже закрепились большевики. Учредительное собрание, о котором оппозиция мечтала с 1879 г., открылось 5 (18) января 1918 г. На него смогли прибыть лишь 463 депутата из 715. Избрав председателем эсера В. М. Чернова, депутаты отказались рассматривать повестку дня, предложенную большевиками. Приняв решения о земле и мире, подобные советским, Учредительное Собрание провозгласило Российскую Федерацию, но так и не подняло вопрос о власти, то есть о создании легитимного правительства взамен правительству большевиков. Через 12 часов после открытия вооружённые матросы распустили Учредительное Собрание [5, С. 57].

Для легитимизации своей власти в 1918 г. большевики приняли конституцию РСФСР, ставшую своеобразным продолжением конституционного процесса. В 9 статье основной задачей Конституции провозглашалось «установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии и водворения социализма» [4, С. 8]. 

Создание Союза Советских Социалистических Республик (СССР) привело к появлению новой конституции 1924 г. Во входящей в неё декларации о создании Союза ССР отмечалось, что этот Союз «открыт всем социалистическим республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем» «и  послужит решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Республику» [4, С. 8].

Конституция 1936 г. считалась «конституцией победившего социализма» и исходила из того, что в СССР больше нет антагонистических классов. В ней провозглашалось, что все граждане равны и обладают всеми гражданскими свободами, но с оговоркой: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». В статье 30 записано: «Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР». В то же время в статье 126 говорилось, что Коммунистическая партия представляет собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [4, С. 8].

Тезис о руководящей роли КПСС подчёркнут и в Конституции 1977 г. В  ней он перенесён в статью 6: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» [4, С. 8].

Статья 6 стала основной мишенью демократической оппозиции, но после её отмены и прекращения деятельности КПСС после путча 19 августа 1991 г. стало очевидно, что роль компартии в советской конституции действительно была ключевой. В том же году распался и сам СССР.

Российская Федерация, появившаяся на политической карте в результате распада Союза, первые годы жила по конституции РСФСР 1978 г., принятой на базе Конституции СССР 1977 г. В 1991 г. в конституцию, построенную на принципе «полновластия советов», был включён институт президентства, что стало бомбой замедленного действия. Противоречия между Президентом РФ и Верховным Советом привели к конституционному кризису, усугублённому острейшим социально-экономическим кризисом и переросли в локальную гражданскую войну сентября-октября 1993 г. После кровавого противостояния между президентом и парламентом России именно проведение 12 декабря 1993 г. выборов в Госдуму и референдума по конституции позволило вернуть ситуацию в правовое русло и легитимизировать новый режим.

 

 

Литература

 

1. Алексеев Д. Ю. Политология: учебное пособие. Владивосток: Издательский дом ДВФУ, 2012.

2. Богучарский В. Я. Из истории политической борьбы в 70-80 гг. XIX в. Партия «Народной воли». Её происхождение, судьбы и гибель. М., 1912.

3. Бурцев В. Л. За сто лет. Сборник по истории политических и общественных движений в России. Лондон, 1897.

4. Минаева Н. В. Потаённые конституции России. М.: Посев, 2010.

5. Пушкарёв Б. С. Две России XX века. Обзор истории 1917-1993. М.: Посев, 2008.

6. Пушкарёв С. Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. 

Категория: Политика РФ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.